Решение конференции

Проект

 

РЕШЕНИЕ

II Всероссийской научно-технической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования коррозии и старения материалов в климатических условиях: проблемы и перспективы»

16–17 июля 2015 г.

ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова

На конференции выступили с докладами: академик РАН, проф., д.т.н. Е.Н. Каблов (ФГУП «ВИАМ»), д.т.н. О.В. Старцев (Геленджикский центр климатических испытаний ФГУП «ВИАМ»), к.т.н. А.Н. Луценко (ФГУП «ВИАМ»), проф., д.т.н. Е.А. Лукашев (ОАО ТМКБ «Союз»), д.т.н. А.А. Кульков (ОАО «ЦНИИСМ»), И.С. Шелемба (ООО «Инверсия-Сенсор»), к.т.н. М.Д. Зайцев (ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского), А.С. Резниченко (ОАО «Рособоронэкспорт»),проф., д.т.н. А.М. Сулейманов (КазГАСУ), д.т.н. А.И. Рыбников (ОАО «Климов»), Д.А. Лукьянычев (ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого»), Н.Н. Дубровина (ОАО «Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева»), д.т.н., проф. А.М. Смыслов (ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»), Д.А. Межнев (ПАО «Туполев»), В.Н. Щербаков (ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского), М.В. Бояршинов (ОАО «Авиадвигатель»).

Участники конференции констатируют, что большинство обсуждаемых докладов нашло свое отражение в «Стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», разработанных во ФГУП «ВИАМ».

Участники конференции приняли решение

1. Организовать работы по дальнейшему развитию фундаментальных и прикладных исследований, реализованных в рамках грантов РФФИ, РНФ и иных источников, подготовить предложения по тематике совместных прикладных научно-исследовательских работ в рамках действующих государственных и федеральных целевых программ, в частности федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»:

– развитие систем мониторинга состояния отдельных узлов и агрегатов техники с целью оценки предельных ресурсов и построения прогнозных моделей надежного функционирования элементов и конструкций;

– решение задачи определения зависимости между кинетикой накопления повреждений и разрушением конструкционных материалов;

– создание бортовых систем мониторинга, в том числе с применением в них волоконно-оптических датчиков;

– исследования, экспериментальное и теоретическое моделирование, изучение процессов формирования и изменения структуры, механизмов деформации, зарождения трещин и разрушения под воздействием различных факторов (температура, нагрузка, излучение и др.) на всех масштабных уровнях вплоть до атомного;

– развитие методов автоматизированного неразрушающего контроля и вероятностей оценки достоверности его результатов, в том числе методов применения электромагнитных и акустических полей, – для исследования структуры и процессов, протекающих в материалах при их производстве и эксплуатации;

– проведение исследований по усилению систем антикоррозионных покрытий изделий и защиты элементов упаковки от биологических факторов воздействия (плесень, грибки, термиты) с проведением климатических испытаний для условий тропического климата;

– оценка коррозионной агрессивности морской атмосферы с учетом сезонности и состава атмосферы, разработка математических моделей процессов коррозии, старения и биоповреждений, а также методов защиты материалов и элементов конструкций при их хранении и эксплуатации;

– разработка и создание микропроцессорного средства контроля, обеспечивающего определение параметров влажности и температуры, обработку полученной информации, ее индикацию и запоминание, а также соответствующего программного обеспечения;

– дальнейшее развитие методологии прогнозирования стойкости материалов, узлов и изделий к коррозии и старению, а также средств их противокоррозионной защиты на базе ускоренных, натурно-ускоренных и натурных климатических испытаний. Исследования путей повышения сходимости прогноза и выдерживания гарантийных сроков службы сложных технических систем.

Обратиться к руководству Минпромторга России и Минобрнауки России с предложением рассмотреть возможность финансирования данных работ в действующих и перспективных государственных и федеральных целевых программах.

2. Поддержать инициативу ФГУП «ВИАМ» по организации биологических и морских коррозионных станций на территории Российской Федерации с указанием действующих и перспективных проектов, требующих проведения испытаний (указать организацию-заказчика и причины невозможности использования действующей инфраструктуры), организационной структуры создаваемой станции и предложениями по объемам, способам и условиям ее финансирования.

Признать целесообразным организацию глубоководных испытаний на стойкость к коррозии и биоповреждениям с целью разработки перспективных методов и систем защиты.

3. В рамках расширения возможности климатических испытаний ФГУП «ВИАМ» совместно с исследовательскими институтами РАН и образовательными учреждениями рассмотреть возможность создания научных климатических и морских площадок в странах с тропическим климатом, а также с влажным и сухим жарким климатом.

4. По вопросу актуализации стандартов для осуществления натурных испытаний материалов во всех макроклиматических условиях эксплуатации по ГОСТ 9.104–79 объединить предприятия, имеющие в своем составе климатические площадки для проведения климатических натурных испытаний в соответствии с ГОСТ 6992–68. Начать разработку Методических указаний к ГОСТ 54080–2010, ГОСТ Р 55255–2012 и ГОСТ Р 55864–2013 в части использования результатов натурной экспозиции материалов, соединений и элементов конструкций в течение всего жизненного цикла изделия для корректировки графиков ремонта, обслуживания и списания техники.

5. Обратиться к руководству Минпромторга России и Минобороны России с предложением создания сети специализированных служб и подразделений, занимающихся системными проблемами защиты техники и сооружений от коррозии, старения и биоповреждений.

6. Поддержать инициативу ФГУП «ВИАМ» по мониторингу потребности в кадровом обеспечении предприятий и организаций промышленности России в специалистах по защите от коррозии, старения и биоповреждений. Считать целесообразным на базе учебного центра ФГУП «ВИАМ» разработать план стажировки исследовательских и инженерных кадров.